Богослужение Неделю о Страшном суде в Зайцевке
23.02.2020
23 февраля, в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, в Успенском храме с. Зайцевка настоятель иерей Алексий Жиляев совершил Божественную литургию.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Затем священник вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты в земле Украинской.
По окончании Богослужения о. Алексий обратился к верующим со словом проповеди на тему Евангельского чтения.
Подготовительные недели Великого поста.
Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Не¬дели, а именно: о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне (с седмицей), мясопустная, сыропустная (сырная).
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.
Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы яв¬ляется древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.
Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относится к древнему пе¬риоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосий Студиты составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX -веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.
Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих вои¬нов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блажен¬ному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать на¬чало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени при¬шествия на землю Сына Божия для спасение человека, чтобы обратить нас к Богу.
Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные недели начина¬ет петь на утрени перед каноном умилительные тропари: Покаяния отверзи ми двери… На спасение стези настави мя, Богородице… Множество содеянных мною лютых….
С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пени¬ем 138 псалма: На реках Вавилонских….
По материалам сайта: pravoslavie.ru