«Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог…»
27.02.2017
Великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил в Свято-Ильинском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили клирики кафедрального собора. Участие в Богослужении принял настоятель Покровского храма с. Осиковка иерей Алексий Жиляев.
Великий канон стал частью богослужения после землетрясения 790 года в Константинополе. Рукопись хранилась в монастыре святого Потапия. Монахи спасались на городской площади, подальше от падающих зданий. Они читали рукопись канона, молясь об усмирении стихии. После этого канон стали читать во дни бедствий, а затем Великим постом вместе с молитвой прп. Ефрема Сирина. Общецерковное употребление канон получил в IX веке.
После чтения канона и великопостных молитв, Преосвященнейший епископ Андрей обратился к богомольцам со словом назидания:
«Дорогие отцы, братья и сестры!
Сейчас мы слышали первую часть покаянного канона преподобного отца нашего Андрея Критского. Начало Великого поста знаменуется тем, что мы, православные христиане, стараемся приобрести в себе образ, который хотя бы напоминал нам ощущения покаяния. Мы стремимся к тому, чтобы в процессе поста мы действительно смогли научиться тому делу, которое сделает нас гражданами Неба. Дело это называется покаянием.
Что же нужно для того, чтобы покаяние наше началось и эту школу мы смогли с вами хотя бы частично пройти и познать то, что она предлагает для научения. Одно из главных дел, которое необходимо для человека, именующего себя христианином, это научиться осуждать себя. Как часто мы судим людей, которых видим вокруг себя по их делам. Действительно, пойманного вора или преступника очень легко осудить потому, что мы видим его дела. Но гораздо сложнее применить осуждение к тому человеку, дела которого не видны. Многие из нас такими и являются. Ведь мы с вами, по внешнему виду именующие себя христианами, даже дерзающие судить других людей, в своей тайной жизни совершаем такие поступки, и принимаем такие мысли, которые действительно достойны осуждения, но прикрывая их, внешне оставаясь благопристойным человеком, говорим, что мы не такие как все другие, особенно те, дела которых видны и за них действительно человек подлежит осуждению.
Очень важно не заблуждаться в таком состоянии. Человек, которого мы судим и дела которого видны, неизвестен нам в своей тайной жизни, мы не знаем, какое покаяние, и сокрушение в сердце человек приносит Богу. Возможно, его покаяние и его падение ниц пред Лицем Божим, его повержение своей воли перед Лицем Божиим является гораздо более глубоким, является тем, что принесёт ему спасение вместо того осуждения, которое применяют к нему люди. И наоборот, когда мы творим тайные дела беззакония, которые прикрываем внешней личиной благочестия, могут принести нам гораздо большее осуждение и низвержение нас из пространства спасающихся людей, людей, которые должны стяжать благодать, но попирают её и отвергают от себя ради своих нечистых дел.
Духовная жизнь, которая учит человека покаянию, чтобы обрести прощение перед Богом, милость Его и стать гражданином Неба – это серьёзное занятие. Если мы с вами не ведём духовной жизни, не трудимся над нею, соответственно, мы никогда её и не узнаем. Почему её не познаём? По двум причинам. В нас есть симптомы духовной болезни. Эти симптомы называются неведением и забвением. Неведением самих себя, потому что не рассуждаем над своей душой, над тем, в каком состоянии она находится, и живём поверхностно. Нам кажется, что мы глубокие люди и знаем жизнь. Но если задать нам вопросы, касающиеся нашей духовной сущности, то вряд ли кто-то из нас явится тем человеком, который понимает, что значит человеческая жизнь, её содержание и предназначение, каким образом она должна совершиться человеком на земле. А забвение – это отвержение памяти о Боге. Не только в общественном пространстве бытия, но и в личной жизни. Эти два болезненных симптома и формируют те обстоятельства жизни, в которых мы не живём духовно, нет в нас действенной молитвы, которая была бы услышана Богом и принята Им, потому что мы не знаем, о чём мы молимся. Мы собственный эгоизм и собственную волю ставим выше Божьей воли в молитве. Поэтому молитва наша не бывает услышана. Но молиться, по слову апостола, нужно так, чтобы чистые руки воздевать к Богу. Эти чистые руки суть то, что мы освобождаем пред Лицем Божиим, в молитве, себя от собственного хотения и повергаем себя воле и рассудительности Творца, Который всё знает, что нам необходимо, всё исполнит, что может нас привести ко спасению, все управит, что может принести нам духовную пользу, пользу нашего временного жития. Часто, Бог объявляет нам волю через людей, находящихся рядом с нами, но к которым часто мы относимся несерьёзно. Это наши родители, иногда наши друзья, если они православные верующие люди и тоже живут духовно. Это голос Церкви, который звучит и в дни особенные, и в дни повседневности, чтобы призвать последователей Христовых к пути спасения.
Нам с вами нужно научиться в эти святые дни действительно воздевать руки перед Лицом Божьим. Отвергнуть свою волю, свой эгоизм и стать людьми, которые, живя в миру, трудясь в различных обстоятельствах жизни, воспитывая детей или проходя учения, подобны послушникам в монастыре, которые, подходя к порогу монастыря, отвергают свою волю и полагают её воле игумена, тем самым управляют свою жизнь согласно воле Божией, спасающей желающего спастись человека.
Дай Бог, чтобы в эти святые дни, когда звучит голос покаянных псалмов, напоминающих о благодеяниях Божиих роду человеческому, когда звучат слова Священного Писания, живописно изложенных песнописцем, преподобным Андреем Критским, история человеческой жизни, им же представленная нам в покаянном каноне, те стихиры, которые объясняют нам смысл, значение поста, чтобы всё это было тем голосом, перед которым мы оставляем свою волю и соединяемся воле Божией, призывающей нас быть верными христианами, спасающими свою душу и приуготовляющими её к вечности.
Дай Бог, чтобы школа, которую мы будем проходить в эти дни, не была бы для нас напрасной, но принесла нам добрый плод, который соделывает нас жителями Рая, в котором, питаясь этим плодом, мы обретаем силы отвергать козни дьявола, предложения греха, отвергать свои греховные привычки и соединять свою волю со святостью и плодом покаяния, в котором мы обретаем друга – Христа, с Которым беседуем, и волю Которого слыша, устраиваем свой путь от жизни временной к жизни вечной. Храни вас всех Господь. Аминь».
По материалам сайта: roseparhia.ru