Покаяние — это древо жизни, потому что воскрешает многих умерших грехами
15.03.2016
Вторник первой седмицы Великого поста: епископ Россошанский и Острогожский Андрей совершил повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского.
Богослужение было совершено в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Россошь. Его Преосвященству сослужили: секретарь Епархиального управления протоиерей Илия Безруких, настоятель Никольского храма г. Россоши иерей Алексий Жиляев, клирики собора.
По окончании богослужения Преосвященнейший епископ Андрей обратился к богомольцам с проповедью:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
«Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу», - этими словами ирмоса покаянного канона Андрея Критского наше христианское сердце предстоя пред Лицем Божиим обращается к своему Творцу, прося Его милости и прощения прегрешений. Каждый из нас, вступая на поприще Великого поста, старается благоугодить Господу. Но, часто сосредотачиваясь на внешнем облике своей жизни и образце покаяния, мы забываем о внутреннем настроении, которое необходимо нам для того, чтобы внешнее выражение было согласно внутреннему, и, таким образом, восстанавливалась гармония взаимоотношений нашей души и нашего человеческого внешнего существа, которые согласно, в союзе служили бы своему Господу и Творцу.
Уклоняясь от Господа в страну далече, совершая грехи, неправды, беззакония, нечестия, мы всё это совершаем внешним, человеческим, физическим существом. Но, побуждает нас к этому наше тварное сердце, тоже физическое, производя помыслы, которые уже рождают невидимое действие нашего внутреннего человека. Это невидимое произволение, которое руководит всем нашим человеческим существом, научает нашу душу, которая есть дыхание от Господа изошедшее, тем греховным настроениям и греховным привычкам, которые делают её чёрствой, нечувственной, глухой. Порой даже самые страшные слова пророка или обращения к нам Священного Писания, звучащие Заповеди Божии, которые мы, как христиане, должны знать, уже не слышатся этой душой. Чтобы пробудить её, необходим врач, который способен восстановить слух. Такой врач есть единый – Господь Иисус Христос, к Которому мы прибегаем и у Которого просим помощи, Его благодатного милосердия, Его всемогущего врачевания, потому что мы своих личных сил уже не имеем. Мы разучились делать добрые дела, побуждать себя к доброму настроению, в нашей памяти и настроениях есть только греховные чувствования. Даже когда мы творим дела милосердия, подаём милостыню, пытаемся говорить добрые слова людям, общаясь с ними, мы делаем это только потому, что так надо, потому, что это человеческий закон внешней вежливости или христианской добродетели. Но внутреннего настроения, которое определяло бы ценность этого доброго дела, в нас, к сожалению, не бывает.
Поэтому так важно, чтобы эти дни святой Четыредесятницы, когда Андрей Критский обращает наш взор к истории Ветхого Завета, привлекает образцы Нового Завета, судьбы отдельных людей, славных или память которых позорна в истории человеческой, побудили нашего внутреннего человека возыметь то настроение, которое помогло бы нам сформировать твёрдый стержень внутреннего стремления, приобрести пользу для своей души, для своего спасения.
Сам пост не есть спасение. Но образцы его прохождения, покаяние, которое он должен пробудить в нашей душе, и которое побудит внешнего человека сокрушиться перед Богом – есть то, что может принести человеку действительную пользу, которая поможет ему обрести спасение и наследие Вечной жизни.
Дай Бог, чтобы начало нашего покаяния и обретение нашего внутреннего настроения было благоприятным перед очами Божиими, чтобы наш голос, который взывает к своему Творцу, был не внешне звучащим, а был побуждаем стремлением нашего сердца. Чтобы Господь милосердный приподнимал нас всякий раз, как некогда преподобную Марию в пустыне, которая каждый раз вспоминая историю своей греховной жизни, вспоминала и обещание, которое дала перед образом Пречистой Богородицы, повергали её ниц до того времени, пока её страсти не утихали, и она не чувствовала милосердие Божие, звучащее в её сердце и укрепляющее её настроение ко спасению, её решение, которое она приняла, чтобы исправить свое житие и благоугодить Господу, наследовать жизнь вечную.
Милость Божия и человеколюбие да пребудут со всеми нами и укрепят нас в добром христианском жительстве. Аминь».
По материалам сайта: roseparhia.ru