Храм Покрова
Пресвятой Богородицы
в Осиковке

Рождественское послание Преосвященного Андрея, епископа Россошанского и Острогожского, пастырям, монашествующим и мирянам Россошанской и Острогожской епархии

07.01.2015

Что Тебе принесем, Христе,
яко явился еси на земли яко человек нас ради?
Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит:
ангели пение, небеса звезду, волсви дары, пастыри чудо, земля вертеп, пустыня ясли;
мы же Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас.

(Стихира на «Господи, воззвах» вечерни праздника Рождества Христова)


Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

С сердечной радостью обращаю к вам слово поздравления с великим и спасительным праздником Рождества Христова! Ночная тьма озаряется пением, и к нелицемерному человеческому сердцу обращены слова ангельского приветствия: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидове Спаситель» (Лк. 2, 10-11).

В эти святые дни мы вновь молитвенно переживаем величайшее событие человеческой истории — пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Он родился, когда языческий мир был раздираем войнами, междоусобицами, всеобщим страхом перед сильными мира сего, став добычей суперимперии той эпохи Римского «железного царства». Предчувствие и предвкушение народа в ожидании Мессии было перемешано с боязнью властителей потерять влияние и положение. Материальные и духовные противоречия росли, подобно напряжению современного мира, где материальный достаток и социальное благополучие оказываются зыбкими и способными в любой момент смениться нестабильностью и неуверенностью в завтрашнем дне. Но в Рождественскую ночь, сегодня, как и прежде, приходит в мир Богомладенец, и среди мятущегося мира навсегда поселяется надежда в Божественное обетование: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33); «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20).

Святитель Григорий Палама так рассуждает о событии Христова Рождества: «Сегодня, небо и земля пользуются равной честью, всё сущее внизу возвышается к сущему за его пределами как бы в некоем соревновании с небесным, которое как бы умаляется. Бог Слово , неизреченно истощив Себя и сойдя с высоты Своей в человеческую худость, и соединив её неразрывно с Собою, и смирившись, и обнищав по нашему образу, земное соделал небесным. Свел и то, и другое воедино. Божество сочетав с человеческим естеством, показал путь, ведущий к небесному, и этот путь — смирение, Самого Себя предложив сегодня в пример людям и святым Ангелам».

Кто же Он для нас, приходящих к вертепу Спасителя в Рождественскую ночь? Сам Христос в дни своей земной жизни спрашивал учеников: «За кого почитает Меня народ?» (Лк. 9, 18). В ответ на это апостолы передали распространённыев народе мнения о Нем, сводившиеся к образу мыслей людей того времени: кто говорил, что он Иоанн Креститель, кто, — что Он Илия, кто, — что какой-нибудь из древних пророков воскресший. Как же ныне отвечают? — этим вопросом в XIX веке задавался святитель Феофан Затворник. Материалисты, безбожники и бездушники какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Рассуждающие о высоком устройстве Вселенной и мира философы не в силах вместить в своей системе миропорядка таинство Боговоплощения. Подобные ответы вы встретите, как и 200 лет назад, в современном российском обществе. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос — воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона переселит — единому Богу ведомо. Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

Выбор между добром и злом стоит перед человеком ежеминутно. В День Христова Рождества мы выбираем дары, которые подобно волхвам принесем Богомладенцу. Подобно Пречистой Богородице, принесем же нашу крепкую искреннюю веру и готовность открыть нашу жизнь призыву Божию: «Да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38). «Пойдем же по следам пастырей Вифлеемских на таинственный путь веры, — говорит святитель Филарет Московский, — и чем более он сокровен и невидим, тем более постараемся его заметить осязательным знамением, ему свойственным».

Принесем же нашу горячую и действенную любовь к ближним и дальним. Посетим одиноких, обездоленных и больных. Они — нам напоминание о том, что Бог живет в милующем неравнодушном человеческом сердце: «Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40).

Принесем и единый мирный христианский дух, который не есть житейская самоуспокоенность, замкнутая в земных интересах, но возносящий душу к Царству Божию, причаститься Которого может каждый уже здесь на земле. «Мир оставляю вам, мир мой даю вам» (Ин. 14, 27), — говорит Спаситель. Мир, подаваемый Богом и в Нем воплощенный, истребляет греховные страсти, делает нас подлинно свободными, сильными, способными выбирать добро, преобразовывая себя и мир вокруг.
В прошедшем году Господь благословил пределы Россошанской епархии принесением частиц мощей апостола Андрея Первозванного, святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, башмачка со стопы святителя Спиридона Тримифунтского. В уходящем году состоялся Первый Ильинский казачий крестный ход с иконой Божией Матери «Спорительница Хлебов», Господь благословил нас добрым урожаем и изобилием. Мы верим, что омофор Пречистой Богородицы и святых небесных покровителей простирается над народом и землей нашей. По милости Божией мы имели возможность посетить все приходы нашей епархии и совершить богослужения в самых удаленных храмах, порой под открытым небом, порой на местах разрушенных и поруганных святынь, но с чувством упования и надежды на сохранение веры и возрождение благочестия в народе.

Тревоги за будущее нас и наших детей наполняют нашу жизнь, мир погружен в борьбу и противоречия подобно тому, как это происходило более 2000 лет назад. Господь ждет от каждого из нас нравственного труда и духовного внимания, чтобы радость о Пришедшем в мир Богочеловеке была разделена и услышана: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 14).

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Молитвенно желаю, чтобы свет Вифлеемской звезды никогда не меркнул и радость о родившемся Богомладенце не оставляла наши сердца: «Братие, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13, 11). Родившийся в Вифлееме Христос да благословит всех нас здравием, успехом во всяком добром деле и начинании. Грядущее лето благости Господней да будет для нас мирным, созидательным и благоуспешным.
Христос рождается! Славите Его!

+ АНДРЕЙ
ЕПИСКОП РОССОШАНСКИЙ И ОСТРОГОЖСКИЙ

Рождество христово
2014/2015
г. Россошь