Слово епископа Россошанского и Острогожского Андрея в день поминовения усопших, Радоницу
10.05.2016
Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Мы с вами сегодня сподобились возможности свидетельствовать о единстве Церкви Христовой. Подобно тому, как Христос сошёл во ад и проповедовал людям, там находящимся о Христовом Воскресении, сегодня мы приходим в область пребывания мёртвых, на кладбища, для того, чтобы возвестить радость о Воскресшем Христе, о том, что нас Воскресший Христос объединил, показал единство Церковного Тела, даровал нам спасительные воспоминания Своей миссии, Своей жизни, Божественной Евхаристии, которую мы совершаем каждый день, кроме установленных ради сугубого настроения дней в Великом посту, ради того, чтобы мы особо над собой поработали, увидели качества настроений своей души и поняли бы, что мы с вами нуждаемся во Христе, и тогда приступали бы к Божественной Евхаристии, чтобы общаясь и живя во Христе, обретать надежду вечной жизни, радость богообщения, подкрепляя свои духовные и физические силы.
Особенное значение ещё имеет Божественная Евхаристия именно в сегодняшний день. Она объединяет всех живших ранее на земле и всех ныне живущих, чтобы в едином порыве совместной молитвы, взаимной любви свидетельствовать стремление ко Христу, а стремясь ко Христу, обретать и надежду на прощение грехов, и веру в Бога как источника жизни, и упование на жизнь вечную как продолжение нашего человеческого бытия. Но бытия уже в пространстве нематериальном, в котором нет ежедневных забот, попечений, но есть постоянный труд и постоянное творчество, потому что вечная жизнь есть Царствие Небесное, которое есть пространство бытия святых, это не пребывание в некоем покое, а соработничество Богу о том устройстве мироздания, которое должно преобразиться из материального состояния в духовное.
Что означает состояние духовное? Это отнюдь не невидимое, бестелесное состояние, а состояние возвышенное, гораздо более качественное по своему внутреннему содержанию и внешнему выражению. Посмотрим на звёздное небо. Звёзды на небосклоне пребывают постоянно, вне зависимости от погодных условий. Но воздух, иногда образующий тучи и завесу облаков на небосклоне, прячет от нас свет звёзд, и они нам светят гораздо сдержаннее, мутно, неярко. Мы же говорим, что сегодня звёзды неяркие, относя это качество к неизменяемому светилу. Так и наша жизнь. Сама по себе наша жизнь - ярко светящаяся звезда. Как говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Это сравнение человеческой жизни со светилами, которые сотворил Господь, имеет одно начало – устремление к источнику жизни - Богу, Который всему дал бытие. Но жизнь, подобная звезде, о которой мы рассуждаем, греховным настроением, земной суетой или иными обстоятельствами нашего повседневного бытия вдруг становится не такой, какой она изошла от Бога. И человек вместо того, чтобы чувствовать радость от жизни, испытывает скорби, тяготы, часто говорит о том, когда же придёт время уйти из жизни. Но за этим желанием освободиться от этой жизни, по сути являющимся христианским (апостол Павел говорит, что он желает избавиться от этих уз, связывающих его с земной жизнью), нам кажется, что это принесёт нам покой. Но какой покой? Состояние отрешённости, полного отсутствия всяких проявлений в жизни. Не таково Божие промышление о сотворённом Им человеке и всём живом на земле. Жизнь никогда не прекращается, а только меняет форму её продолжения и бытия. Поэтому так важны для нас с вами эти осмысления того, что жизнь на земле – лишь часть формы жизни, продолжение жизни для всех умерших до Второго пришествия Христа, перешедших в иную форму бытия.
Сегодня мы слышали в Евангелии, что Бог так возлюбил мир, что отдал для спасения мира Своего единородного Сына, и Он пришёл не судить, а спасти мир. Мы сегодня являемся восприемниками и наследниками этих даров спасения, которые выразились в действии Пасхи Христовой, спасительной жертвы Христа Спасителя на Кресте, чтобы все люди были сопричастны Христу. Наша сопричастность Христу определяется нашим соучастием в церковной жизни, в Таинстве Причастия. Затем, когда состоится всем человечеством – прошлых, нынешних, будущих поколений – либо окончательное отпадение от Бога, либо принятие спасительных Даров, то произойдёт и изменение формы бытия человека: все умершие воскреснут, а все живые изменятся и войдут в новую форму бытия после страшного суда, где будут определены те, кто отверг Бога и спасение, и которые пойдут в вечное осуждение, и те, кто был вымолен Церковью, нами, и те, кто показал добродетельную жизнь. Явятся и те, кто будет молиться за нас, когда мы умрём, чтобы мы тоже обрели милость у Бога. Но нам с вами надо помочь этим будущим поколениям своей добродетельной жизнью, благочестивым настроением, чтобы они не потеряли сопричастности к искупительным Дарам Христова Воскресения, Его спасительной Жертвы, которую Он принёс, будучи Сам и Жертвой, и Священником, для того, чтобы поколения человечества имели надежду, и принимая её, уготавливали себе будущее, где всё человечество от начала мира объединится и войдёт в новое пространство бытия, где жизнь покажет себя той неугасимой светящейся звездой, некогда получившей свет от Бога.
Посмотрите, как много возвышенного и интересного можно сказать о форме нашей жизни. Сколько может быть импульсов к нашему вдохновению, к тому, чтобы по-иному посмотреть на жизнь, и в первую очередь, понять, что она, изшедшая от Бога, нам дана для того, чтобы в Боге её реализовать и принести каждому из нас Славу Богу, чтобы мы, за наш свет в жизни благодарили Бога, прославляли Его и говорили, как премудро Господь все устроил.
Я желаю всем добрых качеств, чтобы мы сами формируя их в себе, вместе с верой в Бога, передавали их будущим поколениям, чтобы и они не были теми, кто отвергнет Источник жизни, Источник света, а чтобы держались за Него, чтобы не оскудел этот Свет в них самих. Дай Бог, чтобы милость Божия за наши искренние молитвы и любовь преклонялась к тем, кто ушёл от нас в иную жизнь и уже испытывает иную форму бытия. Дай Бог, чтобы им Господь простил прегрешения, чтобы приуготовил ко Второму Своему пришествию оправданными за нашу любовь и искреннее к ним отношение, которое выражается в нашей молитве и побуждению себя к добродетели, и видя такую любовь, Господь простит и их, и благословит нас.
Да пребудет с усопшими вечная память о них, благословение с их именами, прощение их согрешений, а с нами – благословение Божие, подкрепляющее наши силы и ведущее нас к познанию Единого Истинного Бога, Который послал Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Произнесено в Тихоновском храме г. Острогожск,
10 мая 2016 года