Храм Покрова
Пресвятой Богородицы
в Осиковке

Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской в Кантемировке

02.04.2014

"Помилуй мя, Боже, помилуй мя!"

Вечером 2 апреля в храме Святой Живоначальной Троицы поселка Кантемировка иереем Алексием была совершена Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской, которая являет собой образец истинного покаяния и пример неизреченного милосердия Божия.

Согласно церковному уставу, канон, разделенный на четыре части, прочитывался в храмах во время первых четырех дней Святой Четыредесятницы, на утрени четверга пятой седмицы канон прочитывается полностью.

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского - жемчужина литургического богословия Святой Православной Церкви. Церковь именовала этот канон великим, не столько из-за его объема (в нем 250 тропарей или стихов), сколько по его внутреннему достоинству и силе. Это дивное творение богослужебной гимнографии полностью предлагается нашему вниманию в четверг (точнее в среду вечером) пятой седмицы Святой Четыредесятницы для того, чтобы мы, видя приближающееся окончание Поста, не разленились к духовным подвигам, не сделались небрежными, не забылись и не перестали во всем строго следить за собой.
События священной истории от падения праотца Адама до Вознесения Христова, собранные воедино, излагаются в каноне с глубоким сердечным сокрушением. Канон содержит различные образцы праведной жизни для подражания христианам и примеры жизни нечестивой для сохранения себя от них, а также спасительные уроки покаяния и деятельного восхождения ко Господу.
Каждый стих Великого Канона сопровождается псаломским припевом: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!". К канону присоединяется несколько тропарей в честь самого автора - св. Андрея и преп. Марии Египетской. Еще при жизни св. Андрея Иерусалимская Церковь ввела у себя в употребление Великий Канон. Отправляясь в 680 году на Шестой Вселенский Собор в Константинополь, св. Андрей принес туда и сделал известным свое великое творение и житие преп. Марии Египетской, написанное его соотечественником и учителем патриархом Иерусалимским Софронием. Житие египетской подвижницы читается совместно с Великим Каноном на утрени в среду пятой седмицы Великого Поста.
Православное богослужение утрени четверга пятой седмицы Великого поста получило в народе название "Мариино или Марьино стояние" по причине чтения за этой службой жития преподобной Марии, которое разделяется пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона прп. Марии Египетской. Тропари канона преподобной добавляются также к Покаянному канону Андрея Критского в среду и четверг первой седмицы Великого Поста. Согласно Уставу на каждый тропарь канона положено совершать по три "метания" - крестных знамений с небольшим поклонением.
Из-за этого в прежние времена можно было услышать "Идём на поклоны". Так как канон Андрея Критского чрезвычайно важен именно в качестве Покаянного, то его сочетание с чтением жития преподобной Марии, (почитаемой церковью как образец истинного покаяния), является для верующих одним из этапов подготовки к Страстной неделе.